Основные стили художественной ковки

При отделке своего дома, наши клиенты часто просят посоветовать, в каком стиле им стоит изготовить кованые элементы декора. Для ковки практически нет ограничений в стиле, выбор узора для кованого изделия определяется лишь вкусовыми предпочтениями заказчика и технической возможностью изготовления и монтажа кованого изделия. Стиль кованого изделия зависит от дизайнерского замысла, а значит, иметь представление о характерных чертах художественных стилей ковки будет очень полезным для любого ценителя данного вида изделий.


Романский стиль (X в. - XIII в.)

В начале Х века в странах Западной Европы в художественной ковке металла зародился романский стиль. Для романского (от лат. romanus — римский) стиля, глубоко средневекового стиля по своей сути, характерны основательность, воинственность и массивность. Романские постройки имеют вид непреступных крепостей, так что и кованые изделия несут на себе печать «оборонительной» миссии. Ворота и решетки в романском стиле выглядят массивно, составлены из вертикальных или скрепленных под углом стальных прутьев квадратного сечения. Характерный узор состоит из завитков, которые вырастают из одного толстого корня, стянутого стальным хомутом. Промежутки между прутьями заполнялись спиралями и завитками, развитие и соединение которых, строго симметрично и периодично. Крупные завитки или плотно расположены, или имеют сделанный из маленьких завитков стальной цветок центре. Такими украшениями заполнялась вся поверхность кованых изделий. 

Готический стиль (XIII в. - XV в.)

Пришедший на смену романскому стилю готический стиль был принципиально новым явлением в архитектуре. С появлением готического стиля в художественной ковке появились острые шипы и навершия. Стальные прутья соеденялись методом просечки, то есть соединением двух прутов, при котором один проходит через другой, при этом создавались узкие просветы между прутьями. Завитки (волюты) практически не применялись. Прутки в готическом стиле обычно завершается пиками, форма отличается строгой геометричностью элементов и украшена золоченым растительным орнаментом. Среди типичных мотивов данного стиля ковки присутствуют прорезные трилистники, лилии и розетки, стилизованные листья аканта, четырехлистные клеверы, вплетенные в ажурные геометрические орнаменты. Для готической ковки  характерно использование прутка сложного профиля. Пересечение отдельных прутков оформляется либо просечкой, либо в случае плоских прутков - холодной клепкой. Для украшения использовалась листовая заготовка, из которой можно было сделать завитки, листья или характерные трехлистники.

Ренессанс (XVI в. - XVII в.)

Ренессанс вдохнул в искусство художественной ковки новую жизнь и новые идеи, а появление круглого прутка буквально развязало руки кузнецам. Из него формировались роскошные спирали, разветвления, превращавшиеся на концах в листья и цветы, которые изготовливались методом ручной горячей художественной ковки без клепания. Там, где изгибающиеся прутки пересекались, выполнялись просечки, в которые продевались стальные прутья, в результате чего появился такой вид кованого элемента как «восьмерка». Результатом стало возникновение прочной, но легкой художественной ковки. Материалом для изготовления художественной ковки в стиле ренессанс служили привычные четырехгранные, круглые и тонкие плоские прутья, железные полосы. Основными украшениями стали волюта, спираль, плетенка и саблеобразные листья. Декор художественной ковки все больше усложнялся, теперь ковку дополняли штампованным или литыми бюстами, фигурами и цветами.

Барокко (XVII в. - XVIII в.)

Самый узнаваемый ренессансный стиль получил название барокко (с итал. — «вычурный, странный»). Главное его отличие от ренессанса это — несоблюдение правил ренессансной гармонии. Барокко изобилует множеством декоративных листьев, розеток, для него характерны сложные формы и замысловатые узоры. Украшениями служат те же спирали, волюты, плетенки, саблевидные листья, но превратившиеся в запутанные заросли. Узнаваемым атрибутом стиля становятся натуралистические цветы, побеги и листья аканта, картуши, пальметты, свитые в праздничные гирлянды, пышные завитки, вазы, маски, драконы. Доминирующими коваными элементами вновь становятся завитки и спирали. Славу барокко принесли петербургские решетки и ограды, созданные по эскизам Дж. Растрелли.

Рококо (XVIII в.)

Стиль художественной ковки рококо - это наследник барокко основной чертой которого является декоративность. Строгих линий в данном стиле становится меньше, художественная ковка выглядит более легкой, при изготовлении применяются тонкие прутья и листья, придавая формам изделия элегантности. Рисунки орнаментов становятся асимметричными и дробными, завитки располагаются произвольно, букеты, фестоны и гирлянды заполняют все свободное пространство. Художественная ковка в стиде рококо отличается филигранностью исполнения, а безостановочное движение побегов, пышные гирлянды из листьев и цветов придают плоскости объем.

Классицизм (XVIII в. - XIX в.)

Классицизм приходит на смену барокко в середине XVIII века, и хотя по инерции еще сохраняет декоративность и пластичность, характерные для барокко, имеет совершенно иной дух. Строгость и лаконизм выразительных средств классицизм заимствует в античных стилях, в декор возвращаются копьевидные навершия прутьев, графичность контурной линии и общая гармоничная целостность с архитектурой. Узнаваемые элементы стиля это — орнаменты с рисунком в виде линий ломаных под прямым углом, прямоугольники и окружности с вписанными в них орнаментальными розетками. Кованые изделия в стиле классицизм часто дополняются литыми элементами.


Ампир (XIX в.)

Кованые изделия ампира отличаются прежде всего использованием прямых гладких прутьев и преобладанием геометрических элементов в орнаменте. Характерные мотивы кованого ампира — плавные прямые линии, окружности и меандр в сочетании с классическим акантовым листом и растительным орнаментом. Завитки (волюты) приобретают эллиптическую, вытянутую форму. Зачастую можно увидеть парные волюты, которые тянутся параллельно друг другу, а на концах соединены и скручены в простую улитку. В центре завитка может быть расположен цветочный фестон из акантовых чашечек. Одни и те же мотивы повторяются вдоль каждого из поясов изделия. Особенно характерно для ампира чередование растительных элементов с меандрами или другими геометрическими узорами.

Модерн (XX в.)

Как видно из названия, модерн – «современный», «новый» стиль. В начале ХХ века в декоре кованых изделий исчезают четкость и лаконизм, он становится все более причудливым и усложненным. Так рождается модерн. Для него характерны пластичные, лишенные углов очертания с явной склонностью к ассиметрии. В рисунках преобладают природные растительные мотивы, особо почитаются экзотические цветы — ирисы, орхидеи. В кованых изделиях линии и завитки свободно перетекают друг в друга, орнамент с множеством изгибов, пересечений с изменением толщины сечения профиля. Узор почти не повторяется по всей длине изделия и оставляет впечатление завораживающей легкости.

Ар-деко (XX в.)

Если представить себе приведенный в какую-то устоявшуюся систему декор в стиле модерн, то мы получим новый художественный вариант оформления кованых изделий под названием ар-деко. Мотивы Древнего мира: Греции, Рима, Египта, цветочные композиции, животный мир, абстракция – все это можно встретиться в изделиях в стиле ар-деко. Скругления заменены на острые углы, бесформенность уступает место графичности. Стиль ар-деко стал особенно популярным в Америке, вероятно из-за того, что до сих пор ассоциируется со стилем состоятельных людей, звезд. Отличить стиль от других легко – в нем легко могут сочетаться различные техники обработки металла, а также разные материалы, вплоть до противоположных цветовых комбинаций, используемые при создании кованых изделий и конструкций.